пятница, 6 января 2012 г.

Поездка в Японию 2


<Письмо 1 | Письмо 3>


Киото.


В воскресенье ездили в Киото. Нами руководил Тарас Евгеньевич, который был в Японии около года постдоком и хорошо тут ориентируется. Вышли в 9 утра, даже позже, поскольку все только с дороги, но лучше было бы выйти пораньше, посмотрели в итоге мало. Хочется съездить еще. Добираться около полутора часов. 


Зато в самом Киото Т.Е. нас водил очень умело, сплошь по интересным местам. Вот когда представляют типичную Японию - это про Киото: пагоды, садики, гейши, красные бумажные фонари. Но по порядку.


Сперва мы посетили буддийский храм Санцзюсанген-до (если я правильно перевел транскрипцию с английского). Буддийский храм представляет из себя длинющую и широкую пагоду, в которой находятся 1000 (реально, не преувеличение) многоруких позолоченных статуй будды Каннон в человеческий рост (потрясающее зрелище, долго они их наверно вырезали, у каждого еще и куча деталей одежды и рук по 20 штук), один большой многорукий будда в центре зала, которому, собственно, и поклоняются и штук 20 очень экспрессивных божеств (боги ветра, боги грозы, какие-то войны, охотники). При входе обувь надо снять и положить в открытые ячейки - внутри пагоды ходят только босиком. Чистота потрясающая. При нас служительница заметила одну маленькую пылинку и подняла ее. Перед главным буддой воскуряют благовония и ставят свечки, кто-то поклоняется ему, сложив ладони. Свечки продают лысые мужики в балахонах, небось буддийские монахи.


Позади этого счастья отдельная галерея с разными музейными экспонатами: гравюрами про самураев, древним оружием, маленьким железным буддой, которого на счастье надо повернуть и чего-то там потереть, как бы даже не попу, калейдоскоп с мандалой. Стены у пагоды тонкие: между массивных деревянных колон натянуты деревянные решетки, покрытые бумагой, вместо стекла - она создает мягкий приглушенный свет.


В этой пагоде в 16м веке была какая-то особо эпичная дуэль двух самых крутых фехтовальщиков, о чём там повествуют рисунки и, видимо, тексты.


Вокруг пагоды - дорожки посреди посыпанной щебнем территории, рядом же небольшой садик и несколько отдельных маленьких святилищ. У входа в каждую - тории, характерные воротца в виде буквы пи.


Пошли дальше. Прошли мимо местного музея искусств, в котором якобы представлены японские творения, но при этом само здание выглядит по-европейски, похоже на французскую архитектуру, как небольшой загородный дворец. В него заходить не стали. 




Далее просто по пути встретился вход на какую-то огороженную территорию. Внутри оказались снова красивые пагоды и потрясающий сад. Вообще, со временем посещения Японии нам дико повезло, хотя Т.Е. говорит, что Мацуда всегда подстраивает конференции к правильному сезону. Сакуры сейчас, ессно, не цветут, но зато время красных клёнов. Японские клёны специфические: с очень маленьким красными листьями, извилистые и очень яркие. Смотреть на японскую природу - одно удовольствие. А сады выращивают по особому плану, причем, разумеется никакой симметрии (подобно европейским садам) этот план не имеет. Но идея в том, что каждому дереву определено свое особое место так, что в любое время года сад приобретает свой особый непередаваемый вид, расцветая красками в разных местах. К примеру, они не высаживают целую аллею кленов или отдельную аллею сакур. Вместо этого все деревья идеально скомпонованы, так что всегда есть на что полюбоваться. Ну это кажется банальностью, написаной в любом путеводителе по Японии, но это действительно так. Даешься диву, как искусно японцы научились имитировать идеальный природный беспорядок. Посреди сада есть искуственные элементы, которые не кажутся искусственными: выщербленные каменные фонари, резные ограды, да пагоды те же с висящими фонарями. И тоже: все стоит ровно на своих местах, понимаешь, что именно там оно и должно быть. В любом месте садись и рисуй картину. 



Вышли на одну из туристических улочек. Туристическая, видимо, в применении к Японии означает внутренне-туристическая, поскольку европейцов мы там почти не видели. Возможно там есть китайские или корейские туристы, но в толпе, конечно, хрен поймешь. Все японцы. Узкая улица, много людей. Не скажу, что многие, но где-то полпроцента - в национальных одеждах, в-основном, женщины. По бокам магазинчики, забегаловки, продают какие-то сладкие и несладкие пирожки со сладкой фасолью, то ли соей. Висят разные висюльки, фонари, повсюду иероглифы и слышится стандартное "доомо аригато годзаимас!" на каждом шагу. Встречаются неформальные молодые японки и японцы в выпендрежных одеждах с разноцветными волосами. Группки японских школьниц в униформе, а как же.


На верху улицы, на склоне холма, очередной буддийский храм: Кийомидзу-дера. Там вообще немеренно народу. Набор террас и пагод на достаточно крутом склоне, а вокруг лес. Осеннее буйство красок. В храме можно омыть руки водой из специального ковшика и позвонить в колокол, а внизу холма есть три источника, каждый из которых обладает своим волшебным эффектом. Но туда была очень большая очередь, мы ждать не стали. У входа в храм вешают таблички: типа как наши замки на набережной, только там это специальные однотипные дощечки, на которых можно написать пожелание и присобачить к специальной стойке у входа.




Вышли от основного маршрута по боковой тропинке и попали на буддийское кладбище. Тут проще будет показать фотографии, чем описывать: очень интересное место. 




Когда шли назад, видели майко. Майко - это такие падаваны у гейш. Там, вроде, где-то рядом у них школа гейш. Вообще гейшам в нашу индустриальную эру тяжело приходится. Раньше в гейши брали в малом возрасте, и они постепенно набирались опыта, прислуживая своим учительницам. Теперь всем японцам положено иметь 10-летнее образование (у них образовательная система похожа на нашу, как я понял), поэтому в школу гейш берут только после школы ("он слишком стар, чтобы стать джедаем (с)"). Ну вот майко - это как раз ученицы этих гейшевых школ. Конечно, с точки зрения поганого гайцзина разницы между майко и гейшами особой нет. Майко, которых мы видели, были одеты в разноцветные кимоно, белоснежные носки под сандалиями, с выбеленными лицами и хитрыми прическами. И дружелюбно дозволяли себя фотографировать: они стояли на перекрестке и их окружило штук семь фотографов. Возможно, тру-гейши постарались бы убежать от такого пристального внимания.




Зашли поесть. Жратвы всякой в Японии много, так что понятие японской кухни довольно расплывчатое. Нас Т.Е. завел в "окономиячную". Там подавали окономияки - этакая пожаренная лепешка, содержащая (вероятно) тесто, рубленную капусту (то ли лук, то ли кабачки, хрен его знает), наверняка - рис (было бы странно, если бы его там не было, может рисовая мука какая-нибудь), креветки, заявлена также была свинина, но я ее не заметил, а сверху - сладкий соус. Можно было еще заказать версию того же, но только с жаренными макаронами. Крайне сытная штука оказалась. А еще на всех было заказано разных морепродуктов. Мне всё понравилось. Посередине стола в забегаловке - огромная раскаленная плита, можно даже обжечься. Туда ставят еду, чтобы она не остывала. И всегда и везде, даже в универских столовых перед трапезой подают холодную воду со льдом. А когда заказали чай, по умолчанию нам принесли стакан ледяного чая, специфического, но вкусного.




Пошли дальше в очередные парки-пагоды-садики. Теперь шли основными прогулочными тропами, было много людей. Бегают рикши: самые натуральные. Парни тащат за собой здоровые коляски, куда можно поместиться вдвоем. На подъемах, которые встречаются довольно часто, они разворачиваются и тянут коляски попой вперед. Видно, что труд тяжелый. 




Стемнело. Я ждал этого момента, поскольку было понятно, что сейчас зажгутся все фонари и город разукрасится. Так и случилось. Тут уж у меня уже заканчиваются слова, бесполезно описывать, насколько это в действительности красиво.






Стали двигаться по направлению к жд станции. Спустились к реке, там вдоль набережной мало людей и спокойно. У реки стоят то ли рестораны, то ли гостиницы с огромными прозрачными окнами, выставляющими на всеобщее обозрение то, что происходит внутри. А внутри всё очень классически: то ли чайные церемонии, то ли ещё какие ритуалы, тётки наряженные.




В какой-то момент на набережной наткнулись на молодежную тусовку. Вообще молодежь у них какая-то дёрганная: то брейк данс танцуют (у нас возле университета), то какой-то ушуподобной гимнастикой занимаются, сопровождая неспешные движения громкими и жуткими криками, то просто танцуют что-то невразумительное. На набережной часть народа била в барабаны, а часть - под это дело скакала. 




Идем дальше. Слились с неимоверной толпой: она еле продавливается по тротуару и несет тебя независимо от твоего желания. Мимо пронеслось красивое здание, как было объяснено, - крупный театр кабуки в регионе. Наконец, нас принесло к вокзалу и мы уехали. Всю дорогу в электричке и в метро пришлось стоять - уезжали в час пик.


Конференция. Собственно, наша маленькая торическая конференция уже прошла. Я сделал доклад в первый день. Т.Е. говорит, что неплохо. Хотя тут занимаются несколько другими направлениями, но от нескольких человек интерес был. Я тоже старался следить за остальными докладами, кое-что интересное для себя узнал. Японцы дали денег. За это пришлось сочинить для местной бюрократии (которая, надо признать, на порядок порядочнее нашей) отчет о том, как "я стал лучшего мнения об интернациональности и математике". За это мне вручили диплом, что я участвовал в японской программе обмена, что-то в таком духе. В-общем, не бедствую. Карточки здесь, действительно, использовать негде. Я не видел ни одного банкомата, ни разу.


Т.Е. нас поводил по местным университетским столовым-ресторанчикам. У них тут есть выбор: можно взять бенто или ранчи. Ну ранчи - это просто ланч по-японски, то как они видят европейскую кухню. Там какие-то отбивные с рисом, все довольно банально на вид, но я не пробовал. А вот бенто - это такая японская обжираловка. Тебе приносят поднос, на котором штук 10 разных плошечек и выемочек, и в каждую положена какая-то хрень. К этому делу обязательно подается миска риса - он тут вместо хлеба, как прикуска. Ну а само бенто последний раз было такое: тофу с какой-то зеленью (гадость какую поискать), жареная свинина со свежей тонко нашинкованной капустой (кстати мяса в Японии довольно много, вопреки распространенному мнению, и особо они уважают именно свинину), маленькая горстка картошки в майонезе (примерно чайная ложка - картошки, похоже, дефицит), плошка супа (бульон с сухарями и луком - сухари и лук вылавливаются палочками, остальное пьется прямо из миски), штук пять разных блюдечек с приправками и овощами (разной степени съедобности, но принципиально неидентифицируемые). Можно попросить вилку - дадут. Но последнее время учусь есть палочками - вся еда такой консистенции, что в этом занятии никакой акробатики нет.


Есть тут магазины, многие из которых работают 24 часа. Это вам не загнивающая Европа, где все, кроме арабов, закрывается в 6 вечера. Есть забавная сеть магазинов, где все стоит 105 йен (40 руб). Ты абсолютно не уверен, что именно ты купил, но точно знаешь, сколько ты за это заплатишь. Все продукты - только на японском, поэтому, ну хоть убей, непонятно, что есть что. Большинство человеческих продуктов так и не найдены, как то: молочные (возможно, они тут отсутствуют как класс), нормальные соки (несколько раз покупал что-то похожее на сок, но это оказывалось какой-то ароматизированной водичкой), салаты. Здесь продается много полуфабрикатов, но это - лес еще более загадочный, поскольку непонятно, надо ли это готовить, и можно ли это вообще есть. Поэтому полуфабрикаты покупать не рискую, несмотря на то, что в общаге есть на чём готовить. Пока обхожусь хлебом-булочками с джемами. К слову и то и другое - не самые распространенные продукты, например, хлеб продается далеко не везде. При этом хлеб потрясающе вкусный. Ну и, разумеется, востребована московская колбаса. Также не без труда в магазине найдены чай и лимон.


Предрассудок о том, что Япония - дорогая страна, развеялся. Не дороже чем Европа. Конечно, некоторые вещи довольно дорогие по сравнению с Россией, но в целом сносно. К примеру, бенто, описанное выше, обходится в 580 йен (йена = 0.4 рубля). В Москве иные едальни дороже, да и дают меньше. Транспорт зависит от дальности поездки, и в целом как в Европе. К примеру, на метро доехать до вокзала стоит ~250 йен, а от Осаки до Киото уже от вокзала - 400 йен. Конечно, людей, привыкших к халявному московскому метро цифра может шокировать, но вот цена на электричку уже вполне нормальная.


Территория универа, как впрочем и вся Япония, - идеально чистая. Утром выходишь - улица пахнет мылом. Видел также, как ее мыли в середине дня. На нашей общаге сверху стоят солнечные батареи с кучей хитрых приспособлений каких-то. В комнате много всякой умной техники, типа переключателей температуры горячей воды с точностью до градуса. Электронный ключ, сплит-система. Если не выключить сплит выходя из комнаты, то охранная система может включится из-за потока воздуха, и прибежит охрана. Поэтому всю электронику надо выключать перед выходом. Странно, что она не выключается автоматически. Место где проходят доклады в двух минутах от общаги, буквально, соседнее здание.


Сегодня (среда) был сокращенный день и конец конференции. До обеда мы слушали доклады, а после докладов, не откушав дежурного бенто, мы поехали смотреть осакский замок. Организовал все Юра, и к нему присоединился я и еще один француз, остальные приглашенные не решились пожертвовать своими бенто. Мы спешили, поскольку замок закрывался в пять часов и надо было успеть все посмотреть.


Навигация по осакскому метро оказалась простой, тем более при наличии карты метро с английскими транскрипциями станций. У каждой линии свой цвет, и кроме названий у станций есть номера. И названия и номера объявляют по-английски. Есть кольцевая линия, правда уже не метро, а поезда. Наш универ на красной ветке четвертая станция вниз от кольца. Что-то это, определенно, напоминает))





Замок. Собственно, это такой суровый самурайский замок. Там был какой-то чувак, то ли сёгун, то ли просто хрен какой-то, который подчинил всю округу и ему натаскали камней для замка. Камни вообще в Японии товар дефицитный, но замок он отгрохал -будь здоров. Есть внешние каменные стены, метров 15 в высоту, окружено все рвом с водой. Когда входишь внутрь - там большая территория с парком и снова 15 метровые стены со рвом, правда уже без воды. Входишь внутрь - и там снова большая территория, а посередине стоит огроменная пагода - собственно замок. Исходную пагоду разрушили, то ли она сгорела, а то, что сейчас стоит, - восстановленная копия из бетона, но выглядит она, конечно, потрясно. В замке восемь высоких этажей. Вначале поднимаешься на самый верх, откуда открывается панорама Осаки: вокруг замка красно-желто-зеленый лес, а дальше небоскребы, небоскребы. Дальше спускаешься по этажам, рассматривая экспозицию. Экспозиция повествует о героическом мужике. На седьмом этаже показаны миниатюры, внутри которых проецируются на стекло движущиеся голограммы: сценки из жизни мужика. Там очень смешные всякие разодетые генералы кричат, девки с веерами, в-общем, драма, хотя и непонятно. На нижних этажах разное - от моделей битв с кучей проработанных фигурок, как в яшкиной книжке, до исторических экспонатов: луков, копий, самурайских шлемов (там они действительно дико извратные). Можно примерить шлем за отдельную плату.

После замка стали искать едальню, так как были непообедамши. Оказалось трудной задачей, если не знать языка. В итоге натолкнулись на забегаловку, являющуюся, как выяснилось, карри-баром. Все блюда обильно политы ядрюче-острой хренью, ака карри. Но самое забавное другое - заказ делается не напрямую официанту, а автомату. Есть автомат с меню, хавающий деньги. Засовываешь купюру, щелкаешь кнопку, и автомат выдает тебе билетик. Дальше билетик отдается повару и он, почти мгновенно, приготовляет еду. Сама жратва довольно бесхитростна: рис, свинина, креветка, всё под карри. И ледяная вода, разумеется.



Пока бродили около замка, нами заинтересовался один пожилой и очень дружелюбный японец Косаки. Он нам рассказал, в чём отличие храмов от святилищ (в храм приходят кого-то хоронить, а в святилище - чтобы поклонится, ну просто так, короче), пытался нас научить правильной фразе в святилище и рассказал, что помимо замка в Осаке стоит посетить Умеду. Ну про Умеду мы и так знали. Так что после скудной трапезы отправились в Умеду.


Умеда. Это местный центр, средоточие магазинов, харчевен, супермаркетов, мегамолов, небоскребов, бутиков, залов с игровыми автоматами и прочая. Расположен этот центр возле главного вокзала Осаки. Мы шли туда пешком от замка - идти было недалеко. Стемнело.





Меня очень впечатлил этот сити. Ну то есть, наверно, в каком-нибудь Нью-Йорке или Токио и небоскребы выше и вообще всё страшнее, но этот центр производит сильное впечатление. Никакого сравнения ни с московским Сити, ни с парижским, в-общем ничего подобного я не видел. Огромные кварталы, застроенные 40-50 этажными небоскребами, многоярусные узлы автострад, блестящие представительные машины, яркая светящаяся реклама на небоскребах и просто вдоль улиц, толпа бизнеспиплов в костюмах с иголочки, сумасшедшие велосипедисты, разъезжающие по тротуарам. Лабиринт улиц и улочек. Небоскребы прошиты торговыми рядами: между двух домов создана длиннющая крытая галерия, заставленная самого разного рода едальнями и магазинами. В галерее светло как днем, разнаряженные девочки зазывают в кафе.



Ты спускаешься под землю и тут целый подземный город. Верхние улицы дублируются под землёй, причём толпа здесь еще больше, бежит она ещё быстрее, а магазины ещё ярче. Все это, кажется, так и называется - город-магазин. Мы натолкнулись на магазин, который был нам посоветован как наиболее дешевый и универсальный. Договорились встретиться у входа через полчаса. По площади магазин оказался раз в пять больше нашего ашана и полчаса мне как раз хватило, чтобы все обойти. Каково же было моё удивление, когда мне сказали, что вообще-то помимо подвального этажа там есть ещё 9 этажей! В общем, если шопоголики попадают в рай, то, видимо, это место там. На самом деле магазин представляет из себя по сути базар, где много разных мелких лавочек торгуют каждая своим. Но эти лавочки - не лавочки вовсе, как на ростовском базаре, а идеально чистые прилавки с продавщицами и продавцами в униформе, упаковывающие всё в красивые коробочки и свёрточки, зазывающие истошными воплями купить их креветок, и дающие попробовать сакэ и прочую неизвестную хрень. И бегут-бегут-бегут покупатели.


После этого магазина мы расстались: ребята поехали в общагу, а я решил ещё пошататься по городу и по возможности заблудиться. Это оказалось нетрудно. Я повыписывал несколько кругов, но потом благополучно дошёл обратно в подземный город и уехал на метро домой. 


Завтра начинается новая конференция. В ближайшие дни буду ходить на доклады, потом - посмотрим. В воскресенье никто из наших не докладывает, да и тема мне совсем не интересна, - вероятно, поеду в Нару.


Такие дела.

Комментариев нет:

Отправить комментарий